При покупке нового транспортного средства большинство неопытных владельцев интересуется правилами ухода за ним. И это верно. Ведь потратив определенную сумму из своего бюджета, мы хотим, чтобы покупка прослужила нам как можно дольше, и чтобы дальнейшая эксплуатация велосипеда не ввела в еще большие расходы. 

Среди велосипедистов, как при живом общении, так и в сетевых сообществах, бытует основной принцип ухода за транспортным средством, основанный на двух составляющих: мытье и смазке. Большинство считают, что велосипедную цепь просто необходимо регулярно проваривать и смазывать. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что не все соглашаются с такими методами ухода за велосипедом. Ведь этим способам уходам существует альтернатива. На этом мы и остановимся подробнее. 

Чистка велосипеда 

Грязь – один из врагов велобайка. Об этом стоит помнить, приобретая любое механическое средство. И если вы хотите быть радивым хозяином велосипеда, который прослужит вам долго верой и правдой, потрудитесь очистить от загрязнений своего железного друга после каждой поездки, независимо от расстояния. Обязательное условие – идеально чистая ходовая часть: велосипедная цепь и звезды. Чистить велораму, конечно, не столь принципиально, но лишним это не будет. 

Вам повезло, если вы являетесь счастливым обладателем мойки Karcher. Она обеспечит вашему стальному другу идеальную чистоту. Обитателям многоквартирных домов, живущих на любом этаже выше первого, скорее всего придется мыть велосипед, не выходя из квартиры. Для этой цели легко приспособить ванную. В ванной комнате разберите байк, сняв с него педали, и, перевернув его вверх ногами, поставьте в ванную раковину на сидение. Грипсы при этом становятся на края. Помните, что крупные комья грязи, земли, травы могут засорить слив ванной. Поэтому предварительно очистите от таких крупных загрязнений велосипед. Это можно сделать при помощи обычной тряпки. Мощный поток воды и пластиковая щетка помогут быстро и качественно смыть загрязнения. В случае, если велосипед очень загрязнен, вам поможет хорошее средство для мытья посуды. Но, щедро поливая струей воды транспортное средство следите, чтобы вода не попадала в пазы рулевой части и каретки. Помните, что резкий температурный перепад вреден для велосипеда. Поэтому после прогулки в холодную пору года оставьте его немного нагреться при комнатной температуре, а только спустя некоторое время, когда байк нагреется, приступайте к его очистке. Для мытья велосипеда после такой прогулки подойдет прохладная вода. Особое внимание уделите мытью колес. Старайтесь, чтобы во втулки не попадала вода. 

Ходовая часть и уход за ней

Это именно та часть байка, которая обычно пачкается больше и сильнее всего. Цепь, кассету, систему довольно трудно очистить, т.к. здесь смешивается дорожная грязь и смазка велосипеда. Но, воспользовавшись для очистки прибором для чистки цепи, в который заливается немного горячей воды и моющее средство для посуды (многие велосипедисты используют для этой цели Fairy), вы сможете решить эту проблему. То же Fairy и пластиковая щетка придут на помощь при очистке звезд велосипеда.

Смазка велосипеда

Помните, что нельзя смазывать грязный велосипед. Перед тем, как смазать, его нужно хорошо очистить, оставить высохнуть на несколько часов в сухом месте, а лишь потом, когда высохнут все узлы, переходить к следующему этапу ухода. Смазка велобайка может занять не один час. При этом избегайте средства в состав которых входит литол из-за вредного воздействия лития (который является щелочным металлом) на алюминий.

Для смазки ходовой части велосипеда, которая нуждается в этом больше всего, вы можете прибегнуть к следующим средствам:

  • густой графитовой смазке;
  • жидкой смазке (минеральному либо трансмиссионному маслу);
  • двухкомпонентной смазке в баллончике (тефлоновой либо силиконовой).

Ни одно из этих средства нельзя назвать идеальным для смазки транспортного средства, каждое из них имеет, как положительные, так и отрицательные стороны. Непростой метод на поверку оказывается наиболее долговременным и не стирается сразу же с трущихся частей. Более простой способ смазки – менее долговечен и надежен. Опробовав каждый из них, опытные велосипедисты выбирают оптимальный для себя, к которому потом прибегают регулярно. 

Многим обладателям велосипедов полюбилась тефлоновая двухкомпонентная смазка в виде аэрозоля. AB-80 – это смесь летучего растворителя и тефлона, минимизирующего трение при испарении данного растворителя. Смазывая таким способом своего железного друга, вы экономите свое время (сам процесс проходит довольно быстро) и прикладываете минимум усилий (способ очень прост). Уже спустя 15 минут, после того, как вы побрызгали на велосипедную цепь из аэрозольного баллончика, велосипед пригоден к эксплуатации, и к нему практически не пристает грязь. Но, как мы уже говорили выше, у каждого способа есть и минусы. И недолговечность –  основной минус данного способа смазки велосипеда. Смазанным велобайком вы сможете наслаждаться не более 40-ка километров. Проехав это расстояние, вы услышите характерный, неприятный для слуха велосипедиста, журчащий скрежет. 

Следующий тип масла, который мы рассмотрим, – трансмиссионное масло. Одним из плюсов этого густого масла является его приемлемая цена. Масло заливают в звенья при помощи специальной лейки – масленки. Для того, чтобы масло попало в каждое звено, после того, как его залили, цепь необходимо прокрутить и переключить во все стороны. Она начнёт изгибаться и все звенья заполнятся трансмиссионным маслом. Чтобы сэкономить расход масла велосипед после такой обработки нужно оставить на 8-10 часов (идеально выполнять смазку на ночь). Перед тем, как использовать смазанный велосипед, протрите ветошью звезды и саму цепь. Не волнуйтесь, что вы вытрете масло – оно сохранится в самой цепи, хотя снаружи она будет сухой. Еще одним плюсом такой смазки является ее долговечность. Смазки трансмиссионным маслом хватит вам на расстояние от 70-ти до 100-та километров. Конечно, при условии, что вы используете велосипед в сухую погоду и на нормальных дорогах. Помните, что если вы смажете трансмиссионным маслом неочищенную цепь, то характерное неприятное шуршание услышите уже после первых 20-ти километров езды.

Вилка и уход за ней

Внутренность вилки – неприкосновенна, поэтому не стоит туда лезть никогда. А вот пространство под пыльниками нуждается в регулярной очистке. Поэтому не забывайте чистить его с периодичностью в месяц, например, сбрызнув тефлоновой аэрозольной смазкой, о которой шла речь выше. После этого хорошо прожмите вилку и оставьте ее часов на 8-10. Спустя время, вытрите насухо вилку, воспользовавшись тряпкой, и надевайте пыльники.

Уход за тормозами, задним и передним переключателями 

Эти компоненты не нуждаются в частой очистке, т.к. из-за грязи ни тормоза, ни переключатели вряд ли вас подведут. Достаточно смазывать небольшим количеством трансмиссионного масла (хватит и одной капли) их каждые 2-3 месяца в тех местах, где детали трутся между собой. По прошествии 1-2-ух часов, вытрите насухо тряпкой эти детали и пользуйтесь велосипедом. Ухаживая за тормозами, смазывайте лишь втулки (приводы вибрейков вращаются относительно их). А вот ролики заднего переключателя нужно смазывать довольно часто, т.к., быстро загрязняясь, они начинают неприятно «свистеть».

Уход за тросиками, рубашками

Некоторые велолюбители считают, что тросики, если они хорошего качества, изготовлены из тефлона, вообще не нужно смазывать, а лишь покупать каждый сезон новые. Ну а более опытнее велосипедисты или профессионалы используют консистентную смазку "Pedros SynGrease". Ее тонкий слой наносят пальцами на тросики при их установке. Часть тросика, которая не скрылась под рубашкой, насухо вытирают от остатков смазки.

Уход за рулевой и втулками

Если вы не имеет достаточно опыта вождения велосипеда, не стоит рисковать и самостоятельно копаться во втулках. Не постесняйтесь перед смазкой и переборкой обратиться за советом или даже помощью к более опытным велосипедистам. Для втулок лучше всего подходит консистентная густая смазка. Прекрасно подойдет она и для смазывания рулевых колонок. Смазав тонким слоем масла также оси эксцентриков, вы убережете их от ржавчины, от которой она часто страдают.

Резьбовые соединения и уход за ними

Сочетаясь, каретка с рамой и шатуны с педалями, образуют основные резьбовые соединения велосипеда. Устанавливая их, не забудьте хорошо протереть резьбу и нанести немного консистентной смазки. Без такой смазки вы можете услышать не очень приятные скрип во время нажатия на педали. К тому же, могут прикипать резьбовые соединения. Покупая собранный велосипед в магазине, обязательно открутите его педали, не забывая, что правая педаль оснащена стандартной "правой" резьбой, а для того, чтобы открутить левую педаль, придется крутить в противоположную сторону. В таком велосипеде на резьбе смазки не будет. 

Еще одни вид смазки от английского производителя – проникающая смазка "WD-40". Хотя мы и упоминаем о ней в рамках данной статьи, но использовать это средство как смазку все же не рекомендуем. Но оно может стать хорошим растворителем ржавчины. 

Подобное предыдущему – средство Liqui Moly. Это LM40 и LM47. Данные проникающие смазки содержат масло, керосин и присадки, с помощью которых уменьшается трение и увеличивается срок эксплуатации деталей. Основные функции такой смазки: защита от коррозии, растворение ржавчины, продление срока жизни кожухов – как пластиковых, так и резиновых.  

Любой механизм, транспортное средство нуждается в надлежащем уходе и правильной эксплуатации. Это увеличивает срок его жизни и улучшает качество работы. Если вы обеспечите правильный уход своему велосипеду, он никогда вас не подведет, обеспечив бесперебойное функционирование всех составляющих. Все детали ухоженного, чистого, вовремя и правильно смазанного велосипеда будут работать слаженно, как единый живой организм, и вы сможете получить максимум пользы и удовольствия от ваших поездок. Помните, о том, что, приобретая стальное средство передвижения, вы приобретаете друга, который отплатит вам за заботу о себе отличной работой!